Работники Рыбинского автотранспортного предприятия ПАТП1 обратились с письмом в администрацию города и к губернатору Ярославской области с просьбой дать разъяснение о состоянии предприятия и его перспективах.  В июле этого года заканчивается срок тендера на грузопассажирские перевозки, который ПАТП выиграло пять лет назад.  

Срок истекает  

Теперь ПАТП–1  не муниципальное предприятие, а акционерное общество со 100% участием города. Акционировали МУП ПАТП–1 еще при прежнем руководстве. Ежедневно по рыбинским дорогам курсируют 70 автобусов. Из 17 социальных маршрутов только три можно назвать условно прибыльными  это автобусы № 1, 10 и 12. Напомним, что 16э и 8т уже перешли частным перевозчикам. Но летом этого года может не остаться и того, что есть. Рассказывает один из водителей предприятия. 

  Пять лет назад наше предприятие участвовало в тендерах городских маршрутов, и мы выиграли прибыльные маршруты сроком на пять лет  до июля 2020 года. Тогда исполнявший обязанности главы Рыбинска Леонид Можейко дал гарантии: пять лет мы будем существовать за счет этих тендеров, и никто у нас не отнимет пассажирские перевозки. Но в июле срок истекает. Логично снова участвовать в тендере. Но есть одно «но»: нам просто не с чем участвовать! Самый наш молодой автобус имеет возраст восемь лет. Все нуждаются в ремонте. А ведь есть очень жесткие правила безопасности. 

 Иными словами, администрация как будто нарочно делает все для того, чтобы тендеры на перевоз пассажиров выиграли частные перевозчики. Может, чиновники в этом материально заинтересованы? Зачем корпеть над бюджетом, искать деньги на покупку новых автобусов, если можно отдать все частникам. Пусть там водители выходят в рейсы, не выспавшись! Пусть не соблюдается трудовое законодательство, пусть не платятся взносы в пенсионный фонд и т.д. Ничего страшного, у чиновников совсем другие интересы. 

 Были времена, когда ПАТП1 пусть не в изобилии купалось, но жило сносно. Долги были небольшими и в основном текущими, зарплата приличной и регулярной. Но перманентные кризисы, случающиеся с незавидной периодичностью в России и в Рыбинске, все усилия руководства и коллектива свели на «нет». В итоге: к акционированию ПАТП1 руководство города и предприятия подвело с огромными долгами. 

 Изношенный автопарк 

 В каком состоянии предприятие сейчас? С 2012 года численность работников, в том числе водителей и кондукторов, сократилась вдвое. Автобусы дышат на ладан. Ведь все они  20062012 годов выпуска, и просто рассыпаются на глазах. Изза отсутствия планового ремонта и интенсивной эксплуатации. Ремонтная база не обновляется. Подъемниками вообще пользоваться опасно. А ведь они возят нас с вами  жителей города! 

 Есть и автобусыстарички 20032004 года выпуска. Учитывая, что срок эксплуатации машины  семьдесять лет, технику давно пора отправить на свалку.  

 Итак, подвижной состав нуждается в срочном обновлении, пассажиры стали чаще жаловаться на срывы рейсов, но возможности купить новые автобусы нет  предприятие в глубоком финансовом кризисе. 

 Долги давнишних лет тянут предприятие назад.  С трудом добытый доход «съедают» займы. И хотя за последнее время кредитный портфель «похудел» почти вдвое  со 120 миллионов рублей до 65  сегодня ПАТП1 находится в очень сложных условиях. 

 Водителей не хватает 

 В ПАТП 450 сотрудников. Остро не хватает водителей. В основном работают люди предпенсионного возраста, за баранкой они  по 15, 20 и даже 30 лет. Молодежь сюда не идет, учебные заведения водителей пассажирского транспорта не готовят, а возможности учить молодых специалистов у предприятия нет. Сейчас рабочий день водителей зависит от того, заведутся ли их машины. День они могут ездить, два  простаивать. Приходится самим доставать детали из отслуживших свой век автобусовдоноров и чинить поломки. 

 Средняя зарплата шоферов  2528 тысяч рублей «грязными». И это с учетом доплаты, которую руководство ввело, чтобы удержать рабочих. Чтобы заработать нормально, нужно выработать 150 часов в месяц. Это получается без выходных. Общественный транспорт  лицо города. За дороги взялись, а автобусы  развалюхи. Колеса лысые, запчастей нет, солярки не хватает. Идет перерасход, потому что половина машин ездят без форсунок и топливных насосов. 

 Заработная плата водителей не повышалась с 2012 года. Председатель Муниципального совета, депутат Константин Долгов, на жалобы водителей посоветовал им идти работать к частным перевозчикам. Но, увы, это совсем не выход из положения! Большинству водителей осталось до досрочной пенсии 3–5 лет, но для этого нужно работать официально. С «белой» зарплатой и отчислениями в пенсионный фонд. Частные хозяева, как правило, этого не делают и платят официальную «минималку», чтобы экономить на налогах. Кроме того, частные перевозчики далеко не всегда соблюдают трудовое законодательство, а уж правила техники безопасности – тем паче. Сколько раз водители рассказывали, как их, не дав отдохнуть, посылают в рейс снова и снова. Без сна и отдыха. Ведь главное для хозяина – это прибыль! 

 И вот при таких условиях наши чиновники как нарочно ведут себя так, чтобы утопить предприятие еще больше. Все помнят, как директор департамента ЖКХ Олеся Минеева во всеуслышание по ТВ говорила, что многие маршруты будут отданы частным перевозчикам, потому что в ПАТП1, дескать, и возитьто не на чем. Конечно, частные перевозчики это подхватили и пошли на конкурс с открытым забралом, предварительно настрочив в транспортную инспекцию жалоб на плохое состояние муниципальных автобусов. 

 Нужен ли муниципальный транспорт? 

 Некоторые считают, что муниципальный транспорт не нужен вообще. Но это заблуждение. Даже в самых высоко развитых странах есть муниципальный или государственный транспорт. Ведь это  гарантия социальных перевозок. Частник уж точно не станет вкладываться в нерентабельные маршруты. И его не будет волновать, в каком незавидном положении окажутся жители отдаленных районов. 

 Никто не спорит с тем, что муниципальное транспортное предприятие должно работать эффективно, а финансовые потоки, которые проходят через него, должны быть абсолютно прозрачными. Это аксиома. Однако эффективность в данном случае  это вовсе не синоним безубыточности, или, правильней сказать, бездотационности. 

 Давайте зададимся банальным вопросом: а для чего нам вообще нужен муниципальный транспорт? В чем смысл его существования  сделать деньги? Но при таком подходе проще было бы давно закрыть МУП и отдать все на откуп частникам. Никаких расходов. А бизнес еще и налоги в бюджет заплатит. 

 Почему это простое решение до сих пор не принято? Ну, в частности, потому, что далеко не все маршруты нужны частному бизнесу, да и брать на себя социальную нагрузку, в виде льгот, они вряд ли захотят. Есть такие улочки, поселки и закоулки, с которых прибыль не получишь,  пассажиров там маловато. А оставить их совсем без обслуживания тоже нельзя. Это прямая обязанность органов местного самоуправления. На муниципальном транспорте опять же ездит большая часть льготников. 

То есть функция муниципального транспорта, как ни крути, прежде всего социальная, и ничего с этим не поделаешь. Причем она, эта функция, гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Мы так любим равняться на Европу. Ну так давайте будем последовательны в этом стремлении. Ведь транспорт, который работает в городе, убыточен во всем мире: дотирование составляет в разных муниципалитетах от 30 до 80%.

1+

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Войти с помощью: 
Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя